Политология » Система категорий социологии политики » Понятие и типология политического лидерства

Понятие и типология политического лидерства

Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий».

Лидер – ведущий руководящий , имеющий постоянное и приоритетное влияние на своих последователей. Основа лидерства – авторитет или хотя бы признание легитимности. Лидер может использовать для своих целей и механизмы принуждения

Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям» (Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992. С.10).

Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.

Типология политического лидерства :

* По отношению к власти (правящие и оппозиционные);

* По масштабам лидерства (миров. масштаб, политич. партии или обществ. движения, общенац-й);

* По стилю (авторитарное и демократическое). Автор. лидерство предполагает единоличн. направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демокр. лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

* По характеру руководства (формальный, неформальный);

* По отношению лидера к соц. изменениям (консервативное – за старый порядок, реформаторы – существенное изменение порядка, революционеры – реформы политической системы).

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Подходы к пониманию:

1) теория черт П.Л. сводится к набору соц-полит характеристик (от природы м.б заложено, но может и не реализовать себя человек)

2) Ситуационная теория

3) теория последователей ( если ты лидер, то у тебя д.б. последователи, без них никуда)


Другие статьи:

Перспективы развития маркетинга.
Масштабы маркетинга чрезвычайно широки. Он связан с ценообразованием, складированием, упаковкой, созданием торговой марки, сбытом, управлением торговым персоналом, кредитом, транспортировкой, социальной ответственностью (предприятий, фирм ...

Плюралистическая теория демократии. Группа как главный субъект политики
На этот вопрос среди политологов имеются различные варианты ответов. Пожалуй, преобладающий среди них выражает плюралистическая концепция демократии. Ее виднейшие представители — Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраэнкель, Р. Даль. В важнейшем во ...

Мобилизационная и другие функции СМИ
Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. С ...