Политология » Система категорий социологии политики » Администрация как объект социологии политики. Понятие, виды и функции бюрократии. Теория рациональной бюрократии М.Вебера

Администрация как объект социологии политики. Понятие, виды и функции бюрократии. Теория рациональной бюрократии М.Вебера

Администрация (от лат. administratio — управление) выполняет одну из важнейших функций политической системы — функцию управления совместной деятельностью людей в различных сферах их жизни. Согласно Р. Дарендорфу, политика включает в себя три элемента: руководство, управление и участие. Можно утверждать, что функцию руководства выполняет правящая элита, функцию управления — администрация, функцию участия — общественность. Администрация включает в себя часть населения, занимающую управленческие должности в аппарате исполнительных органов государственной власти, а также предприятий и учреждений государственного и частного секторов экономики. Первую часть административных работников обычно называют чиновниками (чин — это служебное звание в госаппарате), вторую — управляющими. Мы будем рассматривать только ту часть администраторов, которая задействована в структурах государственной власти.

Концепция рац бюрократии:

Необходимо было создать эффект систему управления (вебер – теория рац бюр)

1) вся система упр-ия выстраивалась в строгую систему, была строгая дифф. Должностей м/у членами (вертик/горизонт)

2) иерархизация полит власти – нижестоящие/вышестоящие должности жесткие нормы и инструкция (подчинение и соподчинение), власть обезличена и неэмоциональна. Человек исчезает из этой системы.

Бюрократия – определенным образом организованная публичная власть – особая система соц управл, отчуждаемая о. упр-ия возвыш над этим объектом.

- особая соц группа, кот спец-ся на управлении, овеществляет властные ф-ии в интересах своей корпорации.

Виды бюрократии:

1) рациональная (Вебер-классика)

2) политическая (приходит на смену классической, когда появл полит партии + преобладают демокр черты, основы

3) централиз-ая

4) децентрализованная (для старых демократий –США, ФРГ, подвержены контролю гр об-ва)


Другие статьи:

Становление российской государственности после распада СССР
Становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления ...

Реформирование административно-территориальной организации местного самоуправления.
Нижний, третий, уровень власти в России занимает местное самоуправление. В начале XXI века в стране существовало три модели его территориальной организации. В 47 субъектах РФ местное самоуправление осуществлялось в пределах административ ...

Структура политической власти.
Вероятно, в политической теории нет более сложного и запутанного вопроса, чем выяснение структуры властных отношений. Как уже отмечалось, под понятием «власть» скрываются десятки различных смысловых оттенков, отражающих самые разные аспек ...