О.М. ПРОХОДИТ РЯД СТУПЕНЕЙ В СВОЕМ ФОРМИРОВАНИИ:
1. Зарождение о.м. –появление конкретных фактов, событий. Приобретение массового интереса к объекту. Существуют разнообразные индивидуальные оценки. О.м. далее либо развивается, либо затухает. (пробный шар)
2. Формирование о.м.- агрегирование полит интересов, инф-ия должна стать новостью, каждый факт потенциально может стать новостью Выход о.м. за границы индивидуального сознания. О.м. начинает выкристаллизовываться из индивидуальных точек зрения.
3. Функционирование о.м.Выстраивается четкая позиция народного большинства. Функционирующее о.м. – воздействующее о.м. Общество добивается и представляет свои интересы.
Зарождение идет на ур-не межличностных отношений, затем сведения превращаются в
информацию (межгрупповой ур-нь), инф-я превращается в политич. факт, политич. процесс. Но всякий ли политич. факт м.б. объектом обществ. мнения? – потенциально да, но есть некоторые условия:
1) если он вызывает обществ. интерес (индивидов, групп, классов, соц. общностей);
2) если он становится дискуссионным;
3) необх. расширить его так, чтобы его формированием занимались компетентные люди (не слухи, а информация); контроль информации.
Механизм формирования общественного мнения зависит от следующих факторов:
Ø Уровень развития гражданского общества;
Ø Приоритетные способы политической коммуникации в обществе;
Ø Уровень развития демократических институтов и процедур
Механизм формирования общественного мнения включает:
1. Эмоциональный механизм формирования общественного мнения определяется в значительной степени межличностными коммуникациями.
Большую роль здесь играют политические слухи – определенные суждения, которые не могут быть объективно подтверждены или опровергнуты.
Влияние слухов на формирование общественного мнения зависит от уровня развития информационного рынка.
2. Рационально-сознательный механизм формирования общественного мнения включает деятельность социальных и политических институтов (политические партии, группы интересов, различные социологические и политологические организации), которые вырабатывают и трансформируют определенные мнения и оценки от лица общественности.
Каналы выражения общ мнения: их очень много. ОМ-элемент структуры властных отношений
1) институты гражданского об-ва + полит институты
2) СМИ (становится 4 властью, СМИ можно формировать Ом)
3) Консалтинговые, рекламные фирмы
Другие статьи:
Государство как инструмент власти.
Центральное место в институциональной подсистеме занимает государство — целая система органов, структур, использующих самые разные ресурсы. Только отдельные государственные органы вправе применять насилие, обеспечивать обязательность прин ...
Политические партии в современной России.
В России партии действуют в неструктурированной социальной среде с разрушенными старыми и не сформировавшимися новыми связями, с крайне низким уровнем гражданского самосознания и социального участия, потому выполнение функции агрегиро ...
Политический режим: понятие и форма.
Понятие политического режима: В государственно-правовой науке политический режим определяется как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти. В политической науке понятие политического режима очень тесно связан ...