Политология » Теория рыночного социализма

Теория рыночного социализма
Страница 2

Дело в том, что социализм, - (который мы понимаем не только как формацию с высокой степенью развития демократических институтов и высокой степенью социальной защищенности граждан, но и как формацию, где осуществлен главный принцип социализма «каждому – по труду»), – может быть построен только посредством «спонтанейно развивающихся» социально-экономических диалектических систем, которые, стремясь к собственному равновесию, формируют равновесие рынка труда, где и реализуется главный принцип социализма.

И здесь мы упираемся еще в одну ошибку, существующую в современной экономической теории.

Если общепринято, что рынок есть институт обмена товарами, то рынок труда есть институт обмена труда на заработную плату. Но на бирже труда обменивается не труд, а способность к труду, и не на зарплату, а рабочее место. Поэтому биржа труда есть входная дверь на рынок труда, который имеет место быть на каждом самостоятельном предприятии, где осуществляется распределение общего дохода от труда производственного коллектива среди его членов.

Но принцип «каждому – по труду» означает равенство между стоимостью труда и стоимость получаемого работником дохода.

И здесь мы упираемся в проблему, которую не смог решить ни марксизм, ни маржинализм, ни множество других разработчиков различных теорий стоимости, проблему, без решения которой нельзя и мечтать о создании теории социализма XXI века.

Это – проблема стоимости. Что такое стоимость, и как она формируется?

Вообще, если очень коротко, проблема решается довольно просто.

Все рынки, во все времена в своем колебательном развитии вновь и вновь возвращаются к равновесному состоянию, когда спрос на товар уравновешивается его предложением на уровне цены товар, равной средневидовой цене его производства (средневидовая себестоимость, плюс среднерыночная прибыль).

Эта эквивалентность обмена более двух тысяч лет наводила, и до сих пор наводит исследователей на мысль о существовании внутри товаров какой-то объективной эквивалентности: либо по трудозатратам производства товаров, либо по их полезности, либо по каким-то иным объективным показателям. Эту объективную эквивалентность назвали стоимостью, которая должна была в условиях равновесного рынка каким-то загадочным образом заставить участников обмена прекращать «борьбу» за цену именно когда цена обеспечивала эквивалентный по объективным показателям обмен.

На реальном рынке эквивалентность действительно имеет место быть. Только эквивалентность эта находится не внутри товаров. Эквивалентность имеет место быть между конкурирующими субъектами обмена в виде осознания каждым из них того, что его положение как участника обмена не хуже, чем положение его конкурентов.

Стремление каждого покупателя к равенству своего положения с положением своих конкурентов, или, говоря языком диалектики, «борьба» субъективных систем «покупатель – покупатель» формирует объективный спрос рынка, где все одновидовые (одинаковые) товары у всех продавцов и для всех покупателей имеют одинаковую цену.

«Борьба» субъективных систем «продавец – продавец» формирует объективное предложение рынка, по ценам, которые всем товаропроизводителям со средневидовыми экономическими показателями приносят средневидовую прибыль на единицу издержек производства. Эта же «борьба» определяет переливы средств из менее доходных видов предпринимательства в более доходные, превращая средневидовые прибыли в среднерыночную.

«Борьба» субъективных систем «покупатель – продавец» формируют объективное соответствие между спросом и предложением на уровне цен товаров, равных средневидовым ценам производства этих товаров.

То есть эквивалентный обмен формируется вовсе не посредством соизмерения обменивающихся товаров, а посредством соизмерения каждым участником обмена своего положения с положением своих конкурентов. Отсутствие равенства положений конкурирующих субъектов обмена рождает деятельность соответствующих участников обмена, направленную на восстановление равенства положений, на формирование равновесного рынка.

Стоимость формируется не внутри товаров, а внутри рынка. Стоимость есть видовая цены товара (цены товара данного вида), в отличие от понятия «цена», которая является ценой товара-индивида.

Причем, в условиях абсолютно равновесного рынка, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен, равных средневидовым цена производства товаров, формируется объективная величина стоимости товаров, равная средневидовой стоимости производства этих товаров.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Место и роль государства в политической системе общества
Понятие «государство» и «политическая система» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом ...

Основные стадии избирательного процесса. Подготовка выборов
В зависимости от временной последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов, стадий: 1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выб ...

Политическая культура современного украинского общества
Политическая культура современного украинского общества характеризуется несколькими базовыми чертами: Фрагментарность. Эта черта проявляется не только в поляризации регионов (см. дальше), возрастных групп населения, но и в рамках индивид ...