Политология » Узаконивание власти обществом путем свободных выборов » Идеологическая активность политических субъектов

Идеологическая активность политических субъектов

Политическая активность характеризует интенсивность властных отношений между субъектами и объектами власти.

Субъектами политической активности являются различные социально-политические общности (государство, социальные слои, партии, различные общественные организации, коллективы) и личность, прежде всего.

Активность, как свойство личности или социальных групп, обеспечивающее реализацию и функционирование идей, ограничивается не только институциональными способами подавления, но и неинституциональными образованиями политической системы, являющимися частью нормативно-символической сферы.

Идеология является важным инструментом социальной и политической организации: выступая катализатором политической активности, идеология "контролирует" индивидов и их деятельность с помощью специально сконструированных образов.

В идеях человек видит отображение силы и ресурсов государственной власти и потенциальной угрозы применения к нему насилия в определенных случаях.

Таким образом, в общественном сознании создаётся иерархия социальных целей и значений в политике, что способствует уточнению позиций конкретного индивида по отношению к власти.

Идеологическое пространство в СССР на протяжении десятилетий являлось цельным и системным образованием.

Активность субъектов в монолитном идеологическом дискурсе была направлена на удержание статусных позиций и реагирование на изменение ситуации.

В этой связи, представляется возможным говорить о феномене моносубъектности, включающем в себя партийно-государственный аппарат, социальные слои, личность и др.

Моносубъект, опирающийся на монолитный идеологический дискурс, в большей степени обладал внутренней, чем внешней, политической активностью.

Внутренняя иерархическая активность определяла в советском моносубъекте степень политической напряженности.

С распадом СССР в российском идеологическом пространстве вместе с действительными признаками дискурсивности (поиск "национальной идеи", конструирование интегративной идеологии, развитие концепции "Третьего пути России" и т.д.) появляются и признаки кризиса идей.

Во время структурных идеологических изменений бессознательное начало субъекта выходит на первый план, поэтому при исследовании политической активности в данных условиях следует обратить особое внимание на личность как субъект.

Идейный кризис не подавляет политическую активность личности, наоборот, повышается рост политизированного бессознательного.

Как внешняя, так и внутренняя политическая активность личности определяются архетипами, существующими в бессознательном.

Снижение эмоционального напряжения через переключение на символических врагов наделяет индивида дополнительной политически направленной энергией, что ведет к повышению его политической активности.

Дискурс "свой-чужой" становится неотъемлемой частью постсоветского идеологического пространства, что формирует деструктивную политическую активность.

В различных идеологических условиях, политическая активность субъектов различается степенью интенсивности и направленностью.

Трансформация идеологии влияет на уровень массовой политической активности, что требует от людей, помимо удовлетворения их базовых интересов, определенного понимания целей власти.


Другие статьи:

Системные обоснования демократии
Достаточно детальное рационально-утилитарное обоснование демократии содержится в системной теории (Н. Луманн, К. Дойч и др.). Системные версии демократии оправдывают ее существование не гуманными соображениями, а наилучшими возможностями ...

Политический режим
Понятие «политический режим» выражает характер взаи­мосвязи государственной власти и индивида. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправле­нии власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое ...

Марксизм и его огромное влияние на судьбы людей.
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. Центральной философской идеей (философским открытием) марксизма стала идея материалистического понимания истории. Основоположники марксизма разрабатывали ее в течение 50 лет — со средины 40-х до средин ...