Политическая активность характеризует интенсивность властных отношений между субъектами и объектами власти.
Субъектами политической активности являются различные социально-политические общности (государство, социальные слои, партии, различные общественные организации, коллективы) и личность, прежде всего.
Активность, как свойство личности или социальных групп, обеспечивающее реализацию и функционирование идей, ограничивается не только институциональными способами подавления, но и неинституциональными образованиями политической системы, являющимися частью нормативно-символической сферы.
Идеология является важным инструментом социальной и политической организации: выступая катализатором политической активности, идеология "контролирует" индивидов и их деятельность с помощью специально сконструированных образов.
В идеях человек видит отображение силы и ресурсов государственной власти и потенциальной угрозы применения к нему насилия в определенных случаях.
Таким образом, в общественном сознании создаётся иерархия социальных целей и значений в политике, что способствует уточнению позиций конкретного индивида по отношению к власти.
Идеологическое пространство в СССР на протяжении десятилетий являлось цельным и системным образованием.
Активность субъектов в монолитном идеологическом дискурсе была направлена на удержание статусных позиций и реагирование на изменение ситуации.
В этой связи, представляется возможным говорить о феномене моносубъектности, включающем в себя партийно-государственный аппарат, социальные слои, личность и др.
Моносубъект, опирающийся на монолитный идеологический дискурс, в большей степени обладал внутренней, чем внешней, политической активностью.
Внутренняя иерархическая активность определяла в советском моносубъекте степень политической напряженности.
С распадом СССР в российском идеологическом пространстве вместе с действительными признаками дискурсивности (поиск "национальной идеи", конструирование интегративной идеологии, развитие концепции "Третьего пути России" и т.д.) появляются и признаки кризиса идей.
Во время структурных идеологических изменений бессознательное начало субъекта выходит на первый план, поэтому при исследовании политической активности в данных условиях следует обратить особое внимание на личность как субъект.
Идейный кризис не подавляет политическую активность личности, наоборот, повышается рост политизированного бессознательного.
Как внешняя, так и внутренняя политическая активность личности определяются архетипами, существующими в бессознательном.
Снижение эмоционального напряжения через переключение на символических врагов наделяет индивида дополнительной политически направленной энергией, что ведет к повышению его политической активности.
Дискурс "свой-чужой" становится неотъемлемой частью постсоветского идеологического пространства, что формирует деструктивную политическую активность.
В различных идеологических условиях, политическая активность субъектов различается степенью интенсивности и направленностью.
Трансформация идеологии влияет на уровень массовой политической активности, что требует от людей, помимо удовлетворения их базовых интересов, определенного понимания целей власти.
Другие статьи:
Функции политической элиты
Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны, и разумеется, связаны с большей ответственностью. Последние обстоятельство заставляет задуматься над в ...
Имидж партий («Единая Россия», ЛДПР, КПРФ)
Имидж партии Единая Россия, в отличие от имиджа партии ЛДПР менее зависим от лидера и более зависим от символики. Однако, Борис Грызлов известен сегодня 82% наших сограждан – но, прежде всего, по-видимому, в качестве спикера Государственн ...
Истоки партийной кооптации
Начиная с эпохи реформ, Коммунистическая партия Китая (далее - КПК) была вынуждена реагировать на изменения, которые стали зарождаться как внутри самой партии, так и в обществе в целом. Это произошло вследствие смены приоритетов у высшего ...