За последние десять лет ислам превратился в эффективное орудие в геополитических и политических играх элит в России и Средней Азии. События, происходящие в последние годы в Средней Азии и на Северном Кавказе, ставят ряд вопросов. Обусловлено ли появление исламских радикалов в этих регионах самим ходом событий или они, как утверждают политики, были экспортированы из-за рубежа? В какой мере исламский радикализм является внутренней проблемой данных стран, а в какой он привнесен извне международными террористами? Только ответив на них, можно в какой-то мере определить подходы к глобальной теме: что ожидает страны Средней Азии и регион Северного Кавказа в ближайшем будущем? Появятся ли на картах исламские государства, построение которых провозгласили своей целью радикальные исламские группировки?
Задача усложняется тем, что все события, в которых задействованы радикальные религиозные группировки, сильно мифологизированы. Это обстоятельство связано и с понятной закрытостью, свойственной вооруженным конфликтам, и с тем обстоятельством, что религиозные аспекты в бывшем СССР вообще не изучались, а в нынешних независимых государствах, в продолжение советской традиции, серьезных социологических исследований в этой области крайне мало. Но главным образом сложность темы определяется тем, что на протяжении последних лет в религию привнесена изрядная доля политики. Ислам стали все активнее использовать политические круги России и Средней Азии для достижения своих групповых целей. Этот аспект, как представляется, менее всего изучен в силу следующих причин.
Религия оказалась тесно переплетена с политикой и деятельностью уголовного характера. При исследовании конфликтов, в которых задействованы исламские радикалы, подчас трудно разглядеть черту, отделяющую, к примеру, идеологию так называемых ваххабитов от уголовных преступлений, связанных с участием в незаконных вооруженных формированиях, похищениях людей или незаконном обороте наркотиков. А криминалитет, в свою очередь, имеет выходы на политические и властные группировки, которые связаны с радикалами. Таким образом, деятельность исламских радикалов выходит за рамки предмета изучения специалистов по исламу или уголовному праву, а также политологов, не обладающих знаниями в области ислама. Дефицит по-настоящему обстоятельных и глубоких исследований о деятельности исламских радикалов на Северном Кавказе и в Средней Азии объясняется не только оперативным характером событий, но и редкостью специалистов, сочетающих знания в области религии с умением осмыслить происходящие события.
Другие статьи:
Либерализм и кейнсианство
Более умеренную, по сравнению с тоталитаризмом и анархизмом, позицию по отношению к политике и ее влиянию на общество занимают либерализм и кейнсианство. Классический либерализм разделяет общественную систему на государство и гражданское ...
Что является общим и отличительным между культурой и субкультурой?
Для того чтобы ответить на вопрос, что является общим и отличительным между культурой и субкультурой, мы проведем сравнительную характеристику культуры и субкультуры. Если культуру можно представить как совокупность устойчивых форм социал ...
Элементы и уровни политики
Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов ...