Ислам и политика » Трансформация военной политики России под влиянием исламского фактора

Трансформация военной политики России под влиянием исламского фактора

Развитие политической ситуации за последние десять лет в России и на постсоветском пространстве свидетельствует, что там, где возрождение ислама идет в форме исламизма[2], где возрождение религии подменяется созданием политических организаций под исламскими лозунгами, светские государства сталкиваются с необходимостью не только политического, но и военного противодействия. Подобное развитие событий наблюдается на Кавказе, в Центральной Азии, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Китае.

Часто приходится слышать вопросы: "А что будет делать руководство России, если талибы перейдут границу с Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменией? ", "Будет ли Россия выполнять свои обязательства перед союзниками по СНГ в рамках достигнутых договоренностей и в каких формах: вводить войска на территорию этих государств, применять высокоточное оружие, авиацию? ", "Готова ли Россия при продолжении конфликта в Чечне вести боевые действия еще в одном регионе? " и т.д. Такого рода вопросы относятся к сфере военной политики[3], к определению степени, форм и механизмов влияния на нее исламского фактора. Сама постановка проблемы воздействия на военную политику ислама или того, что условно называют исламским фактором, вызывает полемику или даже полное неприятие. Духовные управления мусульман (ДУМ) пока пытаются дистанцироваться от обсуждения военно-политических проблем. Например, муфтий Т. Таджутдин считает, что "традиционное духовенство не может противостоять ваххабитам с отрядами боевиков . Поэтому спецорганы и спецслужбы должны заниматься наведением порядка". Некоторые исследовательские структуры и ученые занимают довольно жесткую и однозначную позицию. Так, А. Игнатенко полагает, что раз исламизм - занесенное в постсоветские общества явление, внешнее по отношению к ним и осуществляющее глобальную экспансию ислама, то политика светских государств, в том числе и России, должна быть направлена на всяческое ему противодействие, исключающее возможность договоров, компромиссов и т.п. [4]

Независимо от интенсивности и содержания развернувшейся полемики в научных, религиозных и политических кругах военно-политические органы России и стран СНГ вынуждены учитывать влияние исламского фактора, приспосабливаться к нему. Об этом свидетельствуют создание совместного Антитеррористического центра, Комитета начальников пограничных служб государств СНГ, формирование сил быстрого развертывания стран Договора коллективной безопасности (ДКБ), попытки унификации национальных законодательств с целью введения льгот в военно-техническом сотрудничестве (при поставке вооружений и оказании помощи в подготовке кадров) и снятия проблем, связанных с железнодорожными перевозками войск и военного имущества, а также введение социальных льгот для военнослужащих, находящихся на территории другого государства - участника ДКБ, и многое другое.


Другие статьи:

Структура политического кризиса и его динамика. Типология политических кризисов
Политический кризис – это такое состояние политич. системы, в котором временно либо абсолютно утрачивается управляемость соц., эк., политич. и иными процессами, повышается политич. активность масс, ставящая под сомнение легитимность полит ...

Основное содержание принципа разделения властей.
Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государстве ...

Экономические предпосылки демократии
Одной из важнейших экономических предпосылок демократии является относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям демократические страны значительно опережают авторитарные и тота ...