Ислам и политика » Трансформация военной политики России под влиянием исламского фактора

Трансформация военной политики России под влиянием исламского фактора

Развитие политической ситуации за последние десять лет в России и на постсоветском пространстве свидетельствует, что там, где возрождение ислама идет в форме исламизма[2], где возрождение религии подменяется созданием политических организаций под исламскими лозунгами, светские государства сталкиваются с необходимостью не только политического, но и военного противодействия. Подобное развитие событий наблюдается на Кавказе, в Центральной Азии, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Китае.

Часто приходится слышать вопросы: "А что будет делать руководство России, если талибы перейдут границу с Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменией? ", "Будет ли Россия выполнять свои обязательства перед союзниками по СНГ в рамках достигнутых договоренностей и в каких формах: вводить войска на территорию этих государств, применять высокоточное оружие, авиацию? ", "Готова ли Россия при продолжении конфликта в Чечне вести боевые действия еще в одном регионе? " и т.д. Такого рода вопросы относятся к сфере военной политики[3], к определению степени, форм и механизмов влияния на нее исламского фактора. Сама постановка проблемы воздействия на военную политику ислама или того, что условно называют исламским фактором, вызывает полемику или даже полное неприятие. Духовные управления мусульман (ДУМ) пока пытаются дистанцироваться от обсуждения военно-политических проблем. Например, муфтий Т. Таджутдин считает, что "традиционное духовенство не может противостоять ваххабитам с отрядами боевиков . Поэтому спецорганы и спецслужбы должны заниматься наведением порядка". Некоторые исследовательские структуры и ученые занимают довольно жесткую и однозначную позицию. Так, А. Игнатенко полагает, что раз исламизм - занесенное в постсоветские общества явление, внешнее по отношению к ним и осуществляющее глобальную экспансию ислама, то политика светских государств, в том числе и России, должна быть направлена на всяческое ему противодействие, исключающее возможность договоров, компромиссов и т.п. [4]

Независимо от интенсивности и содержания развернувшейся полемики в научных, религиозных и политических кругах военно-политические органы России и стран СНГ вынуждены учитывать влияние исламского фактора, приспосабливаться к нему. Об этом свидетельствуют создание совместного Антитеррористического центра, Комитета начальников пограничных служб государств СНГ, формирование сил быстрого развертывания стран Договора коллективной безопасности (ДКБ), попытки унификации национальных законодательств с целью введения льгот в военно-техническом сотрудничестве (при поставке вооружений и оказании помощи в подготовке кадров) и снятия проблем, связанных с железнодорожными перевозками войск и военного имущества, а также введение социальных льгот для военнослужащих, находящихся на территории другого государства - участника ДКБ, и многое другое.


Другие статьи:

Этапы становления и основные парадигмы исследования социологи политики
Этапы в развитии полит науки: Классич период (19 век) – Вебер, Зиммель Соврем – чикагская школа (Трумен, Мериен)-полит поведение Институционализация полит науки (50-60-е гг). Социологический подход к изучению политики сформировался пр ...

Типология политических систем.
Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституцио ...

Изменения в политике. Политические конфликты. Сущность и значение конфликтов в политике. Место и роль конфликтов в политике
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а впоследствии К. Боулдинг, Л. Козер, А. Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политик ...