Политическая деятельность отличается от других видов социальной деятельности также тем, что для субъекта любого уровня она так или иначе связана с противоречиями между общими и частными интересами общественных групп и подчинена в конечном итоге разрешению этих противоречий. Объективные противоречия интересов, возникающие на этой базе конфликты – глубинный источник и стимул политической активности в любых ее формах и видах, основная детерминанта. Не поняв этих противоречий, нельзя разобраться и в ситу политических процессов.
Процесс разрешения этих противоречий не может быть сведен к одним только стандартизированным действиям, регулируемым ранее установленными нормами, а включает инновационный, творческий аспект. Так, очевидна необходимость инноваций в функциональной деятельности по легитимации власти. Ведь речь идет об обретении властью законности разнообразными путями: с помощью наглядно демонстрируемой эффективности, через повышение национального престижа, путем разработки новых норм, посредством харизмы и т.п.[7]
Мировой практикой доказано, что оптимальным условие для творчески-прогрессивной политической деятельности и ее подлинной эффективности служит та система ценностей и регламентирующих норм, которая образует демократию и обеспечивает наибольшую вероятность достижения институтами власти общественных целей.
Наконец, еще один, не менее существенный, чем отмеченные ранее, специфический аспект политической деятельности, - это соотношение детерминирующих ее объективных и субъективных факторов. В данном вопросе, не отрицая объективной социальной детерминации, хотелось бы подчеркнуть существенное влияние на политическую деятельность субъективных, сугубо индивидуальных качеств. Общественная воля, воплощаемая в политических действиях, идеология, превращающаяся через эти действия в реальную практическую общественную силу, политическая культура, трансформирующая знания и ценности, разнообразные индивидуальные социально-психологические черты действующих политических субъектов- все эти элементы субъективности в совокупности образуют тот уровень детерминации, который при более или менее одинаковых социальных обстоятельствах определяет если не суть, то составляющие содержания политической деятельности.
[1] Lernfeld Politik: Eine Handreichung zur Aus- und Weiterbildung. Bonn, 1992. S. 111.
[2] Аристотель. Политика. М, 1865. СП. См. также: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М, 19S3. С. 380.
[3] Вебер М. Избранные произведения/ Пер. с нем. М., 1990. С. 646.
[4] Цит. по: Innenpolitik und politische Theorie. Opladcn: Westdeutscher Verlag, 1976. S. 27.
[5] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. – с. 661.
[6] Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – 2-е изд., доп. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – с. 334.
[7] Липсет С. Политическая социология // Американская социология. М., 1972. – с. 203-219.
Другие статьи:
Гражданский мир в обществе - сущность и тенденции
Мир как состояние общества, свободного от политического насилия, гражданской войны и вооруженных конфликтов, исторически почитался народами как великое благо. Это отражено еще в высказывании крупнейшего римского философа, политика и орато ...
Альтернативные варианты «кавказской политики».
В 20-е годы видный общественный деятель Мордвинов упоминал о пользе для экономики России развития торговых связей со странами Востока, через Черное море и Кавказ. Так, в 1824 г. он составил записку «Взгляд на торговлю Черного моря». Мордв ...
Средний класс
В русле функционального подхода к классам возникла весьма распространенная в современной политической мысли теория среднего (или нового среднего) класса (X. Шельский, Р. Арон, Д. Белл и др.), который характеризуется различными авторами в ...

