Отношения России со странами «ближнего зарубежья» (так называют до сих пор государства, образованные на территории распавшегося СССР) прошли в своём развитии два этапа.
Первый этап – 1991–1995 гг., когда политика России была ориентированна преимущественно на западные страны, значение связей с бывшими республиками СССР недооценивалось. Утверждение национальных приоритетов в постсоветских государствах поставило русскоязычное население в трудное положение. Эта проблема стала болезненной точкой в отношениях России и этих государств.
Второй этап – вторая половина 90-х годов, когда отношения со странами СНГ рассматривались как приоритетные. В этот период предпринимались попытки воссоздать единое экономическое и финансовое пространство, совместно охранять внешние границы СНГ. Формировались двухсторонние отношения в рамках Союза, особенно близкие с Республикой Беларусь.
Одновременно возрастал интерес европейских стран и, особенно, США к обретению каналов влияния на новые суверенные государства. Нефть, транспортные магистрали, геополитические и геостратегические интересы – всё это побуждало Запад активизировать свою деятельность в Закавказье и Центральной Азии. Регулярные встречи на высшем уровне с лидерами стран СНГ дали новый импульс для развития отношений с Белоруссией и Украиной.
Отношения стратегического партнёрства установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом; в пять раз увеличился объём товарооборота с Аргентиной. На высшем уровне восстановились отношения с Кубой и КНДР (Северная Корея). Миротворческая внешняя политика России проявилась в диалоге с противоборствующими сторонами в конфликте на Ближнем Востоке в 2000 году. Весь мир поддержал Россию в идеологическом сопротивлении войне в Ираке, её действиях по выходу из нового международного кризиса. Постоянным и эффективным стало участие России в работе не только «большой восьмёрки», но и других международных форумов. В отношениях России с Западом стало меньше подозрительности и недоверия друг другу.
Сейчас Россия, так же как и другие страны оказалась в ситуации глобального мирового экономического кризиса. Вообще, факт влияния кризиса на Российскую Федерацию подтверждает, что российская экономика входит в мировую экономику. Притом, что резко упали мировые цены на металл и нефть, а экспорт этого ценного сырья приносил большой доход в бюджет страны, в России продолжается экономический рост (в Западной Европе – рост нулевой, в Японии и США ухудшается благосостояние граждан). Такая относительная стабильность экономики РФ объясняется финансовым запасом, созданным правительством за последние годы. В данный момент этот запас начинает растрачиваться, на поддержание некоторых отраслей хозяйства наиболее подверженных кризису, удержание роста безработицы и др. социально-экономических меры противостояния кризису.
В настоящее время правительство России активно разрабатывает антикризисные программы, направленные на сохранение политического авторитета и экономической независимости нашей страны.
Другие статьи:
Общественно – политические движения: понятие, сущность, функции.
Понятие и сущность: Общественно-политические движения — это добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей. Движения, как правило, ст ...
Проблемы осуществления политической власти в России.
Проблема разделения властей. Сегодня, по-прежнему, остается сложной социально-политической проблемой взаимодействие разделенных властей. Формально разделение властей конституцией предусматривается, но власть президента, как главы госуда ...
Концепция демократии Руссо
Виднейшие представители теории идентитарной демократии — Руссо, Маркс, Ленин, Карл Шмитт. Первым наиболее ярко выразил и обосновал важнейшие принципы этого типа демократии Жан Жак Руссо (1712—1778). Он подверг критике либеральное разделен ...

