Вопрос 1. Понятие партий, признаки, функции

Партия

(от латинского «часть») – группировка знакомых влиятельного политика (в Древнем Риме).

В средние века также понималась партия. Современное значение слово партия начала приобретать на рубеже 18-19 веков, связано это было с распространением избирательного права и формированием представительных институтов, таких как парламент. Особенно быстрыми темпами процесс образования партий прошел во 2-ой половине 19 века. охватив США и большую часть Европейских стран.

Признаки партий:

1) Долговременный срок существования (

превышает жизнь её основателей).

2) Ориентация на участие во власти (

характернейший признак для партии).

3) Большая степень идейной и организационной общности (

по сравнению с политическим движением).

4) Большая степень структурированности (

по сравнению с политическим движением).

Уровни структурированности партий:

1) Массовая база поддержки.

2) Формальная партийная организация (т. е. все члены организации).

3) Партийная элита.

Политическая партия –

это добровольный союз граждан, связанных идеологической и организационной общностью, союз, нацеленный на завоевание власти или на участие в осуществление власти.

Главная функция партии:

1) Представительство интересов различных социальных групп.

2) Электоральная (

проведение избирательных компаний, выдвижение своих кандидатов,

обеспечение им победы на выборах)

3) Ориентации государственных органов и контроля над ними.

4) Функция политической социализации или политического воспитания масс. (

приобщают население к участию в политическом процессе).

5) Рекрутация политических лидеров (

отбор политических лидеров, партии должны выращивать политических лидеров, но у нас это не совсем так).

Вопрос 2. Типологии партий

Типологии партий по разным критериям.

1) Типология по социальной среде (социальному составу).

-моносредние

(однородные по социальному составу, например рабочая партия и т. д.) их все меньше и меньше.

-промежуточная

(объединяет несколько социальных слоёв).

-универсальные

(партии для всех, т. е. выразители интересов большинства населения).

2) По отношению к социальной действительности.

-традиционалистские (

поддерживают традиции) –

консерваторы.

-революционные (

нацелены на радикальные изменение) –

например большевики.

3) По идеологической направленности.

-либеральные

-консервативные

-социал-демократические (социалистические)

-коммунистические

-фашистские

-исламские

-христианские

-националистические

4) Методы к которым прибегают партии определяет их как:

-легальные

-нелегальные

5) По месту в политической системе.

-правящие

-оппозиционные

6) По особенностям структуры (по М. Дюверже).

-Кадровые партии (

основаны на первичных организациях в форме партийных комитетов).

Комитеты создаются по территориальному принципу, имеют стабильный состав, слабо связаны между собой. Члены партий комитетов имеют большой опыт проведения избирательных компаний. Фиксированное членство в таких партиях отсутствует, а финансированием этих партий являются спонсорские пожертвования. Деятельность таких партий носит сезонный характер. Активны во время выборов в остальное время нет т. е. между выборами. Партийный аппарат развит слабо. Идеологические вопросы волнуют членов партийных комитетов постольку поскольку, т. е. носят второстепенный характер. Главный ресурс в подборе опытных кадров. Партии электорального происхождения, они самые ранние, в связи с появлением парламента. В таких партиях принимают решения депутаты парламентария. Это в основном либеральные или консервативные партии.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Административно-территориальное деление России в XVIII – XX вв.
Эволюция административно-территориального деления России насчитывает 13 этапов – от Первой Петровской реформы до наших дней. До Петра I территория России делилась на 166 уездов. 18 декабря 1708 года она была разделена на 8 губерний, состо ...

Перспективы развития маркетинга.
Масштабы маркетинга чрезвычайно широки. Он связан с ценообразованием, складированием, упаковкой, созданием торговой марки, сбытом, управлением торговым персоналом, кредитом, транспортировкой, социальной ответственностью (предприятий, фирм ...

Стадии протекания этнополитического конфликта
Всякий этнополитический конфликт имеет три четко выраженные стадии: формирование, развитие и реализация. На первой конфликтующая сторона формирует массовую базу участников, формулирует идеологию, отрабатывает приемы и методы будущей борьб ...