Итак, мы рассмотрели нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, её роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, — уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

Разумеется, в той или иной форме манипуляция сознанием существовала и существует практически в любой форме общественного устройства любой эпохи.

Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления.

Средства ПМ неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой — это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием.

[1] Крамник В.В. Социально-политический механизм политической власти. М., 2006. С. 41.

[2] Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. – М., 2005. – С. 28.

[3] Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. – М., 2001. – С. 110.

[4] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 219.

[5] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 97.

[6] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 95.

[7] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 93.

[8] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. – М., 1999. – С. 129.

[9] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 101.

[10] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 135.

[11] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. – М., 1999. – С. 137.

[12] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 110.

[13] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 140.

[14] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 145.

[15] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 116.

[16] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 147.

[17] Соколова Р.И. Технология власти. – М., 2006. – С. 118.

[18] Нежданов (Альчиков) Д.В. Политический маркетинг в России: вчера, сегодня, завтра. – Екатеринбург, 2002. – С. 162.


Другие статьи:

Образ врага
В качестве международного врага для Мартинелли выступает американская экономическая экспансия. США уже давно во многом ограничивает Панаму, это и контроль за деятельностью Панамского канала (до 2000 года), и требование отказаться от армии ...

Обман и секретность информации
Наиболее очевидным примером политики обмана Гудин считает передачу намеренно неверной информации, например, такой, как «Тонкинская резолюция», которая на основе предложенной ЦРУ версии об атаке вьетнамцами американских военных кораблей, п ...

Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура?
Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить, что же такое культура и какие ее функции; и что такое культурология и ее функции. ...