Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обусловливает определенный характер, «технологию» ее осуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальных групп, однако вовсе не сводится к каким-либо отдельным его проявлениям. Поэтому политическую культуру нельзя рассматривать только лишь как совокупность некоторых знаний и ценностей, опыта, традиций и степени активности субъектов политики. Она выступает также как процесс, способ реализации конкретных политических интересов людей, который находит выражение в целях, средствах и результатах их действий[8].
Политическая культура - это не только один из важнейших институтов, составляющих общественное сознание. Это одновременно и система ценностей, формирующих идентичность нации, единство российского государства, это феномен, влияющий на все сферы государственного и гражданского бытия. Анализ политической культуры как фактора развития политического процесса позволяет найти ответы на ряд вопросов, имеющих значение для объективной оценки хода реформ, уточнения стратегии и тактики развития страны.
Наибольшее влияние на формирование политической культуры, оказывают те ценностные установки, которые органично сочетают в себе традиционные, общечеловеческие, внеклассовые, внекорпоративные ценности и новую группу ценностей, носителями которых являются различные ассоциации, в том числе политические партии. Через систему выборов ценностные ориентации политических партий выносятся на суд электората, что содействует «отбору» аксиологических компонентов политики.
Изменения в системе ценностей, в политической культуре во многом предопределены социально-экономическими преобразованиями в обществе. В социуме доминирует идеологический подход к оценке экономических явлений, что обостряет противоречивый характер социально-экономического и политического процессов. С одной стороны, утверждение плюрализма собственности и расширение условий для предпринимательской деятельности способствует формированию и закреплению в социуме компонентов политической культуры гражданского участия, с другой, - расслоение населения по уровню доходов и отношению к собственности порождает повышенную конфликтность политического процесса, замедляет процесс становления политической культуры гражданского согласия. Экономическая детерминация развития политической культуры проявляется в возникновении политических субкультур. В этом случае, политическая культура выступает в роли почвы для возникновения конфликтов. С другой стороны. Эти конфликты могут быть тем переломным моментом, который сподвигнет власти на действия, что может привести к смены направления развития политической культуры в целом.
Также стоит отметить, что сложившиеся в России культура политического управления (политико-организационная характеристика управленческой деятельности) и политическая культура управления (политико-аксиологическая характеристика) воздействуют на выработку принципов управленческой деятельности, обеспечивают адаптацию собственно управления по отношению к социальной системе. Демократические традиции и ценности, утверждающиеся в основании политической культуры общества, модифицируют характер политического управления, выполняют роль своеобразного социального регулятора.
Как мы рассмотрели – политическая культура может быть отражением протекающего политико-технологического процесса. Но поскольку этот процесс протекает в сильной зависимости от окружающей среды – от культуры, от состояния общества и т.п., то можно также отметить, что этот процесс и развивается в рамках существующей политической культуры. Получается, что политическая культура не только впитывает в себя результаты политико-технологического процесса, но и сама порождает их. Мы имеем дело с взаимозависимостью политических методик друг от друга, что естественно в рамках развития современного общества, где все взаимосвязано.
Политический процесс в современной России развивается под воздействием ряда факторов, важнейшим из которых является политическая культура. Будучи компонентом политической системы, она материализуется в политическом участии и оказывает модифицирующее воздействие на
Другие статьи:
Государство как субъект управления обществом. Понятие и необходимость государственного управления.
Тот, кто пожелал бы подсчитать
несчастья, связанные с порочным
правлением, вынужден был бы
написать историю человечества.
(Ф. Вольтер)
Государство в современном мире, вне всякого сомнения, является основным субъектом управления общес ...
Реальное
осуществление принципа разделения властей.
Разделение властей - не некий шаблон, одинаково применяемый во всех странах. Его конкретное воплощение каждый раз предопределяется конкретными условиями времени и места. Изначальная трактовка принципа сегодня более характерна для США, где ...
Различия между политикой и моралью
Несмотря на элементы общности, политика имеет и принципиальные отличия от морали. Важнейшим из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социаль ...

