В соответствии с правовой концепцией политическая система это совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, которые осуществляют власть, управляют обществом, регулируют взаимоотношения между гражданами, социальными и этническими группами, обеспечивают стабильность в обществе, соответствующий порядок в нем.
Политическая система — это совокупность трех взаимодействующих подсистем: институциональной, информационно-коммуникативной и нормативно-регулятивной. Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. В демократическом обществе значительную роль играют политические партии и группы интересов, которые влияют на формирование государственных структур, политическое развитие общества. В авторитарном и тоталитарном обществе функции этих институтов деформированы.
Информационно-коммуникативная подсистема, входящая в политическую систему, устанавливает связь между ее институтами. Это — каналы передачи информации власти (отчеты подведомственных учреждений, консультации с заинтересованными группами), а также средства массовой информации. Если в демократических обществах средства массовой информации относительно независимы от государства, то в авторитарных и тоталитарных обществах они полностью зависят от правящей элиты.
Нормативно-регулятивную подсистему создают различные нормы, определяющие поведение людей в политической жизни — их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление решений: Нормы можно разделить на нормы-законы и нормы-привычки. И нормы-законы, и нормы-привычки способствуют политическому взаимодействию, предупреждению конфликтов или хаоса в обществе. Нормы-законы определяют процесс законодательства, определяют (или не определяют) в зависимости от режима права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и т. п. Привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через посредство политических партий и групп. Как известно, партия — это политическая организация, которая объединяет граждан одной политической и социальной ориентации, одних политических взглядов, зафиксированных, как правило, в программных документах. Партия выступает главным звеном, связывающим государство и общество, соревнуется за власть с другими партиями в том же государстве.
Типы партий определяются их функциями, отношениями с другими партиями, средствами борьбы за власть и ее осуществление.
Согласно провозглашенной цели различают праворадикальные, консервативные, либеральные, реформаторские, социал-демократические, социалистические и коммунистические партии; по месту в политической системе — правящие, оппозиционные; по структуре и методам действия — парламентские, автократические, военизированные. Партии характеризуются также как массовые (фиксированное членство, четкая организационная структура) и кадровые (партии нотаблей).
Совокупность партий, фактически принимающих участие в формировании властных структур в стране, создает партийную систему, которая может быть двух- или многопартийной. Развитая политическая система поддерживает баланс сил в обществе, дает выход различным настроениям, делает возможным участие граждан в политической жизни.
Как уже отмечалось, важным компонентом политической системы является ее структура. Политическая структура — это внутренняя организация целостной системы, специфический способ взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов. Назначение политической структуры — способствовать функционированию политической системы, реализации целей и задач, стоящих перед обществом в экономической, социальной и духовной сферах.
С этой целью создается механизм функционирования государственной власти, являющийся базовым элементом политической системы, ее организационной структуры. Этот механизм представляет собой сложный комплекс специальных органов и учреждений, выполняющих как внутренние, так и внешние функции управления делами общества. Это представительные учреждения или законодательная власть; исполнительно-распорядительные органы; судебные институции; органы общественного порядка и службы безопасности; вооруженные силы. Подчеркнем: основу деятельности государства составляют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Разделение власти должно также идти по вертикали: общегосударственная, региональная и местная власть.
Сделаем одно пояснение. Когда речь идет о разделении власти, то следует иметь в виду, что власть для эффективного функционирования не может разделяться, она должна быть единой. Поэтому точнее говорить о разграничении функций различных ветвей власти, их задач, полномочий.
Другие статьи:
Задание 11. С. 8 («Политология»)
Термин "бюрократия" обычно употребляется в негативном плане. Вместе с тем бюрократические структуры характерны, типичны для современных государств.
По Вашему мнению, это случайность или за этим кроется закономерность, необходим ...
Правовое государство
Власть варьируется от состояния полной анархии до жесточайшей диктатуры. В сущности неразрешимая антиномия между ними делает достижение более или менее приемлемого положения между этими двумя крайностями весьма трудным делом. Как показ ...
Концепция Ф. Фукуямы «конец истории»
Фрэнсис Фукуяма – американец японского происхождения. Он родился 27 октября 1952 года в Чикаго. В 1974 году он окончил Корнеллский университет, а в 1977 получил в Гарварде степень доктора политических наук. Его карьера началась в Управлен ...

